ЧТО РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ ОСЕНЬЮ О ПРИРОДЕ?
Осень - самая замечательная пора для
прогулок в парке с ребенком. Именно осенью каждая прогулка принесет с собой
новые знания об окружающем мире. Наблюдая за изменениями в природе, ребенок
будет формировать в своем сознании наиболее точное представление об устройстве
мира и взаимосвязи и цикличности времен года.
Важно обращать внимание ребенка не только на цвет листочков, но
и на их размер и форму. Можно дома показывать на картинках разные листья
деревьев, а на улице попросить ребенка найти листочки клена, каштана или дуба.
Посмотреть какие из них большие, а какие маленькие. Таким образом, кругозор
ребенка расширяется, тренируется память и внимание.
Лучше всего выходить на прогулку в ясный, солнечный день.
Обращать внимание ребенка нужно на многие вещи. Первое – это солнышко. Осенью
солнышко хоть и светит все так же ярко, но уже не греет как летом, поэтому люди
начинают одеваться теплее. Могут чаще идти дожди, на асфальте появляются лужи,
а когда снова выглядывает солнышко, лужи высыхают.
Таким образом, у ребенка складывается логическая цепочка, дождь
прошел - лужа появилось, солнышко посветило - лужа высохла. Если на протяжении
всего осеннего периода внимательно наблюдать за дождем, можно составить у
ребенка общее представление о том, как появляется снег. Сначала идет дождик,
затем дни становятся все холоднее и дождик так же становится холодным, пока из
облачка вместо капелек воды не начинают падать на землю замерзшие капельки в
виде снежинок.
Затем нужно обратить внимание ребенка на деревья. Как изменили
свой цвет листочки, что на одном дереве они стали желтые, на втором красные, а
на третьем коричневые, но есть и такие деревья, которые не меняют окрас своей
листвы, допустим, елочка. Постепенно, ребенок осенью будет наблюдать за тем,
как листочки опадают на землю и как дерево готовится к зимнему сну. Хорошо
обратить внимание ребенка на осенние плоды многих деревьев, как растет каштан
или желудь.
Если собрать эти плоды в небольшой пакетик, дополнить свою
коллекцию причудливой формы веточками и листочками, то дома можно смастерить
интересную поделку. Таким образом, ребенок может проявить свою фантазию и
потренировать мелкую моторику рук.
Во
время прогулки можно рассказать ребенку о том, что в осенний период идет уборка
овощей. Что полностью созрела картошка, морковка, капуста и свекла, все это
убирается с полей при помощи специальной техники, складывается в хранилище и
зимой развозиться по магазинам, для того, чтобы ребята и взрослые всегда могли
приготовить из этих продуктов вкусные блюда к обеду или ужину.
Осенний ребенок, то есть ребенок, рожденный осенью, может
понаблюдать, как много вкусных овощей дарит природа к его Дню рождения, а
витамины и полезные вещества делают малыша очень сильным и здоровым.
Если брать с собой на прогулку семечки и немного хлеба можно
прикармливать птиц. Во время этого занятия ребенку нужно объяснять, как
называются птицы, какие из них скоро будут улетать в теплые края, а какие
останутся зимовать в городе. В рассказе о птицах можно упомянуть и насекомых,
которые с наступлением холодной погоды спрятались в щели и под кору деревьев.
Что с наступлением холодов, когда выпадет снег, птичкам будет тяжело добывать
себе корм, поэтому очень многие люди их просто подкармливают семечками и
хлебом, или делают кормушки, куда насыпают пшено и крошки. Таким образом,
птички могут перезимовать и дождаться весны.
Особое внимание следует уделить рассказу о лесных животных.
Объяснить, что некоторые животные будут впадать в спячку, такие как медведи.
Летом и осенью медведи хорошо ели и откладывали все полезные вещества в виде
запаса жира, в своем теле, поэтому зимой они могут спокойно спать, а организм
будет брать свое питание из подкожного жира. А вот животные, которые не впадают
в спячку, готовят себе на зиму запасы. Так, допустим, белочка сушит на веточках
грибы и ягоды, а затем складывает это все к себе в дупло.
Ежик относит свои запасы к себе в норку, а мышка запасается
зерном и семечками. Зайчик, с наступление морозов, меняет окрас своей шубки с
серенького на беленький, делает он это для того, чтобы волку или лисичке было
тяжелее его обнаружить на снегу. Можно рассказать ребенку о том, что зимой
зайчики едят кору с деревьев или находят под снегом старую траву. А в лесных
хозяйствах существуют специальные работники, лесники, которые летом запасают траву
на зиму для лесных зверей и когда снег укрывает всю землю, раскладывают сухую
траву, которая называется сено, в специальные кормушки. К этим кормушкам могут
прийти не только зайчики, но и лоси, косули и дикие козы, ведь все они питаются
травой.
Интересным
фактом может быть для ребенка то, что пруд покрывается льдом для того, чтобы
рыба в водоеме не замерзла. Температура воды подо льдом остается достаточно
теплой, и вся рыба чувствует себя комфортно и хорошо. Некоторые виды рыбы так
же впадают в спячку, а некоторые плавают, но менее охотно, чем летом.
В каждом времени года можно найти свои неповторимые моменты,
каждое из них по- своему прекрасно. Это тоже очень важно объяснять ребенку, что
нельзя любить только лето, ведь без зимы не будет снега и Нового года, а без
осени не смогут дозреть все овощи и деревья нарядиться в такие красочные и
яркие одеяния.
Осенние приметы
Теплая осень — к долгой зиме.
Осенью серенько утро, так жди красного денька.
Много желудей на дубу в сентябре — к лютой зиме.
Высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет, а низко — мало снега будет.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
Паутина стелется по растениям — к теплу.
С Семена дня (14 сентября) начало бабьего лета.
Если первый день бабьего лета ясный и теплый, то и вся осень ясная и теплая, и наоборот.
Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.
Если с дерева лист не чисто спадет — будет холодная зима.
Пока лист с вишни чисто не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если с низу — то поздняя.
В октябре гром — зима бесснежная.
Осенний иней — к сухой и солнечной погоде, к вёдру, к теплу.
Дмитриев день (8 ноября) — зима уж лезет на плетень. Если в этот день холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель — зима и весна теплые. Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, коли по голу, то и Святая по тому.
В лесу много рябины — осень будет дождливая, если мало — сухая.
Если много кизила — будет холодная зима.
Если паутинки летают осенью — пришло бабье лето.
Если птицы перелётные высоко летят по осени , так и снегу много будет, а низко — мало снегу будет.
Осиновые листья ложатся лицом вверх — к студенной зиме, навыворот — зима будет мягкая, а если на обе стороны — и зима средняя будет.
Осенью серенько утро, так жди красного денька.
Много желудей на дубу в сентябре — к лютой зиме.
Высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет, а низко — мало снега будет.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
Паутина стелется по растениям — к теплу.
С Семена дня (14 сентября) начало бабьего лета.
Если первый день бабьего лета ясный и теплый, то и вся осень ясная и теплая, и наоборот.
Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.
Если с дерева лист не чисто спадет — будет холодная зима.
Пока лист с вишни чисто не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если с низу — то поздняя.
В октябре гром — зима бесснежная.
Осенний иней — к сухой и солнечной погоде, к вёдру, к теплу.
Дмитриев день (8 ноября) — зима уж лезет на плетень. Если в этот день холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель — зима и весна теплые. Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, коли по голу, то и Святая по тому.
В лесу много рябины — осень будет дождливая, если мало — сухая.
Если много кизила — будет холодная зима.
Если паутинки летают осенью — пришло бабье лето.
Если птицы перелётные высоко летят по осени , так и снегу много будет, а низко — мало снегу будет.
Осиновые листья ложатся лицом вверх — к студенной зиме, навыворот — зима будет мягкая, а если на обе стороны — и зима средняя будет.
Развивающие задания и игры
1. Обсудите с ребенком, какое время года
наступило. Изучите с малышом названия осенних месяцев.
2. Помогите понять и
запомнить осенние приметы:
- наступила холодные дни, стало ветрено, часто идут дожди;
- листья на деревьях меняют цвет с зеленого на желтый, оранжевый, красный, багряный;
- начинается листопад;
- спрятались насекомые;
- перелетные птицы улетают на юг;
- ночи стали более длинными, а дни короткими;
- люди убирают урожай с полей, огородов и в садах;
- нужно одеваться теплее, когда выходишь на улицу, потому что стало холодно;
- начался новый учебный год, дети стали ходить в школу.
- листья на деревьях меняют цвет с зеленого на желтый, оранжевый, красный, багряный;
- начинается листопад;
- спрятались насекомые;
- перелетные птицы улетают на юг;
- ночи стали более длинными, а дни короткими;
- люди убирают урожай с полей, огородов и в садах;
- нужно одеваться теплее, когда выходишь на улицу, потому что стало холодно;
- начался новый учебный год, дети стали ходить в школу.
3. Обсудите с ребенком
значение слова листопад. Произнесите его вместе по слогам, из каких слов оно
состоит?
4. Подберите несколько интересных картинок про осень вместе с малышом,
наклейте их в альбом или тетрадку. Придумайте по картинкам простые предложения
и под картинками их запишите.5.
Во время прогулки найдите листочки разных деревьев березы, клена, рябины, дуба,
внимательно их рассмотрите, пусть малыш попробует нарисовать их на бумаге
после возвращения домой, а вы помогите ему. Игра «С какого деревца листочек и
веточка?» поможет в развитии речи:
- листочек березы – березовый лист;
- веточка березы – березовая ветка и так далее.
6. Деткам дошкольного и младшего школьного возраста можно предложить найти в каждой цепочке лишнее слово:
- веточка березы – березовая ветка и так далее.
6. Деткам дошкольного и младшего школьного возраста можно предложить найти в каждой цепочке лишнее слово:
- ель, рябина, тюльпан, клен;
- тополь, береза, шиповник, дуб;
- рябина, яблоня, черемуха, смородина;
- дуб, осина, ель, липа.
- тополь, береза, шиповник, дуб;
- рябина, яблоня, черемуха, смородина;
- дуб, осина, ель, липа.
Просите малыша аргументировать свой выбор.
7. Составьте небольшие предложения на осеннюю тему,
которые начинаются словами «наступила», «стало», «замолкли», «идет»,
«пожелтела», «облетели».
8. Потренируйтесь устанавливать причинно-следственные
связи. Разберитесь с малышом, что не так и почему.
- осень пришла, потому что птицы улетели;
- пошел дождик, так как во дворе лужи;
- поднялся ветер, потому что деревья гнутся;
- на улице холодно, так как люди надели теплую одежду.
- пошел дождик, так как во дворе лужи;
- поднялся ветер, потому что деревья гнутся;
- на улице холодно, так как люди надели теплую одежду.
9. Во время прогулки выучите небольшое простое стихотворение. Например, такое:
Птицы улетают,
Собралися в стаи.
Листья улетают,
Ветер их уносит.
Все это бывает,
Если с нами осень.
Собралися в стаи.
Листья улетают,
Ветер их уносит.
Все это бывает,
Если с нами осень.
Сначала предложите малышу заканчивать каждую строчку стихотворения
соответствующими словами. Потом, говорите по строчке по очереди. В итоге ребенок легко выучит этот стишок, тем
самым потренирует память. Как развивать
память ребенка и как учить стихи, мы уже обсуждали на
страничках нашего блога.
10. Очень полезно для дошкольников будет поиграть
в пальчиковые игры. Много интересных видео
занятий для деток разного возраста.А сейчас
сделайте пальчиковую гимнастику под такой стишок:
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)
Будем листья собирать.
(Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)
Маме осенний букет отнесем.
(«Шагать» по столу средними и указательными пальчиками обеих рук.)
(Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)
Будем листья собирать.
(Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)
Маме осенний букет отнесем.
(«Шагать» по столу средними и указательными пальчиками обеих рук.)
11. Для деток
постарше, впрочем, и для младших школьников тоже, будет очень интересна и
полезна информация о листьях:
- листьям необходима вода, углекислый газ, хлорофилл и свет солнца для
производства питательных веществ для растения;
- с наступлением холодов каждый листочек покрывается защитным слоем, он препятствует попаданию воды, хлорофилл прекращает вырабатываться;
- настоящий цвет листья приобретают осенью, летом этому препятствует высокое содержание хлорофилла, который все листочки окрашивал в зеленый цвет;
- кроме зеленого хлорофилла листья содержат два других вещества, которые отвечают за цвет. Это ксантофилл, который окрашивает листву в желтый цвет и оранжевый каротин;
- а как же красный и фиолетовый цвета получаются, какие вещества окрашивают листья в эти цвета? Это сахара, которые являются питательными веществами и циркулируют внутри листочков;
- а если листик приобрел коричневый цвет, значит он не получает питание совсем, он мертв.
- с наступлением холодов каждый листочек покрывается защитным слоем, он препятствует попаданию воды, хлорофилл прекращает вырабатываться;
- настоящий цвет листья приобретают осенью, летом этому препятствует высокое содержание хлорофилла, который все листочки окрашивал в зеленый цвет;
- кроме зеленого хлорофилла листья содержат два других вещества, которые отвечают за цвет. Это ксантофилл, который окрашивает листву в желтый цвет и оранжевый каротин;
- а как же красный и фиолетовый цвета получаются, какие вещества окрашивают листья в эти цвета? Это сахара, которые являются питательными веществами и циркулируют внутри листочков;
- а если листик приобрел коричневый цвет, значит он не получает питание совсем, он мертв.
Вот как интересно узнавать новое! Осень – прекрасное
время для этого!
Комментариев нет:
Отправить комментарий