Группа "Паровозик"

Учимся говорить правильно!

27. 02. 2014

Занятия с логопедом






























Что такое ЛОГОПУНКТ?

         Что такое ЛОГОПУНКТ? Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») ― это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу. Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы. А, как известно, в такой программе  специально не предусмотрено времени на занятия с учителем-логопедом.
Другими словами, логопедические занятия являются дополнительной услугой.
         Каких детей берут на логопункт? На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи.
         Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь  зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу.  То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь. Дети более младшего возраста из средней группы могут получить логопедическую помощь, только если на логопункте работает не один логопед, а два.
         С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт? Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
      нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) ― ФНР  
      фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с  дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) ― ФФНР  
      ОНР третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или  НВОНР ― нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня.
         В каком режиме проходят занятия на логопункте? Фронтальные (с группой детей) ― 1 раз в неделю,  индивидуально-подгрупповые занятия ― 2 или 3 раза в неделю.
         Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия  на логопункте длятся от 10 до 20 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий ― коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
         В первую половину дня логопед работает 3-4 дня в неделю. Во вторую половину дня ― 1-2 раза в неделю. Чаще всего во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия и консультации с родителями.
         Сколько детей зачисляется на логопункт? Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20―25 человек. Так как логопедическая помощь требуется  большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся  не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется  другой ребенок  из стоящих на очереди.
         Таким образом, логопункт в детском саду ― это открытая и крайне подвижная система. В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и  специалистов детского сада.
         Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.







 ДИСЛАЛИЯ

         
 Один из самых распространенных дефектов речи это ДИСЛАЛИЯ  (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата). Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение), либо смело заменяет один звук другим.
         Дислалия бывает простая (дефектно произноситься один звук или группа однородных по произношению звуков (например, свистящие С, З, Ц) и сложная или полиморфная дислалия (когда нарушено произношение звуков разных групп, например, свистящие и шипящие Ш, Щ, Ж).
         Очень часто родители обращаются к логопеду с просьбой: «Посмотреть ребенка, потому что он не произносит звук «Р». Когда логопед начинает обследовать, то выясняется, что у него нарушено произношение целого ряда звуков . Чаще всего дефектными являются шипящие звуки  Ш, Ж, Ч, Щ, свистящие ― С, Сь, З, Ц, соноры -Р, Рь, Л, Ль. Реже нарушаются звуки К, Кь,Г, Гь,Х, Хь, Д, Дь,Т,Ть, Й, В, Ф.
         Если ребенок не умеет чисто произносить звук Ш, то произношение звуков Ж, Ч, Щ также страдает. Обычно нарушается вся группа звуков. До трех лет ставить хромающие звуки рано, но необходимо готовить ребенка и его артикуляционный аппарат к правильному произношению речи. Логопедический массаж можно и нужно применять у детей с 2 месяцев, а логопедическую  гимнастику ― с двух лет.          ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСЛАЛИЯ ― расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет и обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха. Физиологическая дислалия иначе называется возрастным нарушением звукопроизношения. Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Это вызвано, прежде всего, недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Ещё одной причиной является недостаточная сформированность речевого (фонематического) слуха. Поэтому в начале и во время дошкольного возраста (3-5 лет) речь ещё недостаточно ясна и чиста по звучанию.      Наиболее типичные возрастные несовершенства звукопроизношения:  
      Согласные звуки произносятся смягченно: «лямпа» вместо «лампа», «миська» вместо «мишка», «зюбы» вместо «зубы»;
      Шипящие фонемы заменятся свистящими: «лоська» вместо «ложка», «сяпка» вместо «шапка», «сётка» вместо «щётка»
      Совсем не произносят звук «р» или заменяют его звуками «л, ль, в, й»: «лыба» вместо «рыба», «лёза» вместо «роза», «кавман» вместо «карман», «йак» вместо «рак»;
      Звук «л» чаще всего отсутствует (ампа, вместо лампа),  смягчается или заменяется на «й»: «люк» вместо «лук», «йампа» вместо «лампа»;  
       






Так проходят наши занятия по логопедии -






















Совместная деятельность

Педагоги Кокшарова Л.Н., Лескова С.Б.
и педагог -логопед Белова Н.Н.


Произношение согласных звуков






Проверяем домашнее задание


 






 Занятия по логопедии


              Возможно, у ребенка есть проблемы с речью.
              Тогда мы можем дать практический совет:
              Решение вопроса обеспечит
              Лишь только профессиональный ЛОГОПЕД.




ПРАВИЛА  ПРОФИЛАКТИКИ
РЕЧЕВЫХ  НАРУШЕНИЙ  У  ДЕТЕЙ 

         Создайте обстановку эмоционального комфорта в семье.

  Никогда не говорите с ребенком монотонно, не эмоционально. Речь должна быть окрашена чувствами, эмоциями. Не сюсю­кайте.    Говорите медленно, четко, хорошо артикулируя, чтобы звуки не сливались.

Почаще читайте или что-нибудь рассказывайте ребенку. Во время чтения книг задавайте ребенку вопросы к картинкам: "Что это?",
"Что они делают?" и т.п. Непонятные слова, обороты непременно
объясните ребенку.

   Поддержите двигательную активность ребенка (массаж, гимнасти­ка, подвижные игры).

   Снабжайте ребёнка играми и занятиями для развития мелкой
моторики  рук - это мозаика, пластилин, конструктор и т.п.

       Разучивайте с малышом короткие и ритмичные песни и стихи.

   Ненавязчиво обращайте внимание ребенка на его ошибки в речи.
Хвалите, когда он замечает ошибки сам.

   Стимулируйте ребёнка к применению речи, не пытайтесь угадывать
всё по его жестам.

     Развивайте мимику ребёнка - просите изобразить в игре смех, плач.
Учите вытягивать губы хоботком, облизывать верхнюю губу сверху-
вниз (помазать вареньем), щёлкать языком "Лошадка" и т.п.




Будьте внимательны! Сразу же обратитесь к специалисту, если ваш малыш:

                    Употребляет перед отдельными словами лишние звуки ( А, Э).
                    Повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы.
                    Делает вынужденные остановки в середине слова, фразы.



АРТИКУЛЯЦИОННАЯ   ГИМНАСТИКА

это совокупность особых упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата.

Их цель:

Выработать следующие качества:

·       Точность.

·       Плавность и лёгкость движений.

· Способность выполнять упражнения в заданном темпе.

·    Устойчивость конечного результата.



Проводить гимнастику следует ежедневно, в течение 3 – 5 минут, чтобы вырабатываемые двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Упражнения выполняются перед зеркалом.
  




http://49.caduk.ru/images/gimnastika4.jpg
Учитель-логопед МДОУ ДС КВ ВК № 211 Белова Н.Н.


Комментариев нет:

Отправить комментарий