Группа "Паровозик"

воскресенье, 9 февраля 2014 г.



«Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям»
Дошкольное детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающее утро, и мы говорим: «Доброе утро!»
Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если и воспитатели наполняют жизнь малыша светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал. А что может духовно обогатить среду? Народная мудрость, его поэтическое слово, образец духовного наследия. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, прибаутки, небылички, подговорки, басенки.
Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку раньше того, как он научится удерживать в руках предметы, рассматривать картинки. Уже в первые месяцы жизни, взрослый подговаривает малышу напевные двустишия или четверостишия: «Ой лю-ли, лю-ли, прилетели гули!», «Ай, тюшки-тюшки, вырастали лопушки» и т.д.
На третьем году жизни у детей формируется наглядно-образное мышление и воображение.
Содержание первых сказок направлено на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания герою или другим персонажам. Это обнаруживается в сказках, подчёркивающих, например, физическое напряжение – «тянут - потянут, а вытянуть не могут» («Репка»), или просьбу – «пустите меня к себе» («Теремок»), или печаль и слёзы – «дед плачет, баба плачет» («Курочка ряба»), или прямую угрозу – «я тебя съем» («Колобок») или нежность, заботу – «козлятушки, ребятушки» («Волк и семеро козлят»). Вся палитра человеческих отношений раскрывается перед ребёнком в доступном содержании первых народных сказок.
Потешки – особый вид малого фольклорного жанра, это начальное, предварительное звено в работе с детьми третьего года жизни. В каждой потешке действует 1-2 персонажа, потешка – это художественное произведение, рассчитанное на образное восприятие героев, она раскрывает характер героя, его образ, настроение: лисонька хитрая, коварная, волк злой, сердитый, белка быстрая, проворная, гуленьки добрые, нежные и т.д. Важно сопровождать чтение потешек показом картинок, фигурок на фланелеграфе.
Малые фольклорные формы (песенки, потешки, стишки, подговорки, уговорушки и т. п.) – прекрасный речевой материал, способствующий пониманию речи.
Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу.
В потешках, песенках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстаёт перед взором малютки – без лукавства и фальши.
С младшего дошкольного возраста дети знакомятся с малыми формами фольклора: загадками, колыбельными песенками, закличками к солнышку, дождику, песенками-колядками. В детском саду песенки, потешки, заклички дети поют и читают игрушкам, гостям. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение малых форм фольклора в дошкольном возрасте огромно, так как они расширяют знания об окружающем, развивают чувство сострадания, сочувствия, обогащают речь, мелодику и ритм русского языка.
В средней группе детей знакомят с загадками. Они построены на описании и сравнении. Загадка – это короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он.
Знакомя с колыбельной песенкой, мы объясняем её назначение и особенности (тихая, мелодичная, монотонная, медленная). В этом возрасте детей знакомят и с пословицами, помогают раскрыть их смысл и обстановку, моменты, когда пословица произносится.
В старшем дошкольном возрасте добавляются такие формы малого фольклора, как дразнилки, мирилки, считалки, докучные сказки, небылицы, страшилки. Дети данного возраста способны более глубоко осмысливать содержание произведений и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Также детей старшего возраста знакомят с русской народной лирической песней, частушкой, демонстрируя, как в этом виде словесно-музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости.
Изучение детского календарного фольклора осуществляется через участие детей в календарных праздниках. Так, в Рождество дети ходили со «звездой» - славили Христа; на Святках поздравляли детей из соседней группы колядкой. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры отражают быт, развивают ловкость, силу, меткость, чувство коллективизма, воспитывают доброту, взаимопомощь, сплоченность, поднимают настроение.
Используя широко все виды фольклора, мы помогаем детям сохранить особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей со сказками, потешками, пословицами, загадками, поговорками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, заклички, уговорушки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее; в пословицах и поговорках высмеиваются недостатки, метко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Знакомя детей с народными праздниками и традициями, мы также приобщаем их к народной культуре.
Фольклор вобрал в себя все виды национального искусства – от пляски, былины, сказки, музыки до театра. Он учит детей добру, помогает лучше познать мир, глубже изучить русскую культуру и нести это наследие новым поколениям. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей и средством приобщения их к общечеловеческим ценностям.



Любовь к России впитывается с материнским молоком, а крепнет она от созерцания русской природы, знакомства с ее героическим и трагическим прошлым, от изучения величавой архитектуры, от прикосновения к русским традициям.

А мастеров, славящихся своими золотыми руками, на Руси издавна было немало. Их ремесло становилось семейным промыслом, а округу, где проживали мастера, делало знаменитым на весь свет.

Целые деревни занимались одним видом промысла: плели кружева, расписывали платки, делали ложки, самовары или же отраду для детей и взрослых: игрушки. По сей день игрушки, сделанные русскими мастерами, несут радость людям и становятся украшением многих коллекций.

На весь мир известна наша
кукла-матрешка. Ее везут из России во все концы мира как сувенир. Историками-исследователями установлено, что русские матрешки были выточены по образу и подобию японских фигурок лысого монашка, которые были привезены в Россию путешественниками. Первая русская матрешка была выточена мастером Звездочкиным, а расписана Сергеем Малютиным. Она состояла из восьми фигурок: первая, самая большая – девочка, держащая петушка, за ней мальчик и так далее. Самым последним был младенец в пеленках.

Наиболее распространены пятиместные матрешки, хотя встречаются и куклы на 15 мест. Стоили первые игрушки баснословных денег, и, хотя предназначались для детских игр, покупали их чаще взрослые состоятельные люди. Очень полюбили нашу Матрену иностранцы – вывозилась кукла целыми коробами. Из-за огромного спроса на игрушку появились матрешечные центры-мастерские в Семенове Нижегородской губерниии и с. Полхов-Майдан, а до этого удовлетворял спрос только Сергиев Посад. Вся семья занималась матрешечными бизнесом: выпиливали, шлифовали, расписывали, выносили на ярмарку.

По сей день девочка Матрена остается традиционным «сувениром из России», и, несмотря на то, что в избытке выпускаются заводские матрешки, высоким спросом пользуется  ручная работа.

А Вятский край и его деревня Дымково лепили из глины.
Дымковская глиняная игрушка – самый яркий представитель глиняных промыслов России. Дымковские мастера лепили упитанных барынь под зонтиками, розовощеких кавалеров на коне, жанровые сценки народных гуляний или семейного чаепития. Лепились и животные: коровы, бараны, козлы, овцы, петушки. Игрушки довольно просты в исполнении, но как они раскрашены! На чисто-белом фоне сияют изумрудно-зеленый, оранжевый, желтый, малиновый, синий цвета, блестит сусальное золото.


До сих пор все куклы из Дымково изготавливаются и расписываются только вручную. Каждая игрушка является авторской работой, воплощением внутреннего мира и душевной гармонии мастера. Все игрушки существуют в единственном экземпляре, что делает их еще более привлекательными и ценными.

Еще одним представителем глиняного ремесла в русской игрушке является
филимоновская школа. Это глиняные фигурки животных и людей, как и в дымковской игрушке, только каждая игрушка без исключения является свистулькой. Игрушки необыкновенно изящны и тонки. Это связано с особенностями филимоновской глины: при сушке глина покрывалась трещинами, поэтому их часто приглаживали мокрой рукой, что сужало и вытягивало туловище фигурок. Барыни-красавицы, медведи, солдаты, коровы, гармонисты – веселый пересвист издавали все. В хвосте всех зверей и птиц находится свисток. Как игрушка из Дымково, так и филимоновская, до сих пор делается только вручную. 
Любая из этих игрушек радует своего хозяина, потому что сделана с доброй душой и добрыми руками. А самое главное – игрушка из России до сих пор жива и любима. И пусть так остается еще долгие-долгие годы.


История Каслинского литья

Расскажите детям об истории Урала

           Каслинский завод – старейшее в России предприятие, производящее чугунное литье.
          Завод Касли был основан в 1747 году, во времена правления Императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого.
            Основателем завода стала самая известная и богатая семья русских купцов Демидовых, активно занимавшихся освоением Западной Сибири и, в особенности, богатых полезными ископаемыми Уральских гор.
         Очень скоро Каслинский завод становятся известен как центр отливки высокохудожественных решеток, оград, напольных плит с орнаментальными рельефами, а также надгробных памятников. В 1845 на заводе было организовано производство садово-парковой мебели и декоративных предметов интерьера, ажурных тарелок и подсвечников - литье касли.
      Каслинские мастера ездили в Европу — снимали копии со знаменитых скульптур, уменьшали их и отливали в чугуне. Так в середине XIX века появился жанр кабинетной скульптуры. Миниатюрными работами Лансере, Фальконе, Готье, Клодта можно было любоваться, не выходя из собственного дома литье каслинское.
         1860-1890 годы стали годами рассвета чугунного художественного литья. В 1890 году Каслинский завод получил право именоваться Поставщиком двора Его  Императорского Величества. Качество отливок каслинского завода не уступало уже в то время аналогичным изделиям из бронзы, что заслуженно отмечалось золотыми медалями Всероссийских, а впоследствии и Всемирных выставок.
              Впервые Каслинский завод был удостоен золотой награды — Малой золотой медали Вольно-Экономического общества в 1860 году. Далее последовали выставки в Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне…




1860 г. — Выставка сельского хозяйства и промышленности в Санкт-Петербурге, учрежденная Императорским Вольным Экономическим обществом, золотая медаль. 1861 г. — Всероссийская мануфактурная выставка в Санкт-Петербурге, серебряная медаль за каслинское литье.
1867 г. — Всемирная выставка в Париже, серебряная медаль Касли литье.
1870 г. — Всероссийская мануфактурная выставка в Санкт-Петербурге, золотая медаль.
1872 г. — Политехническая выставка в Москве, золотая медаль.
1873 г. — Всемирная выставка в Вене, золотая медаль.
1876 г. — Всемирная выставка в Филадельфии, бронзовая медаль.
1882 г. — Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве, серебряная медаль.
1887 г. — Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка в Екатеринбурге, большая серебрянная медаль.
1888 г. — Всемирная выставка в Копенгагене, Почетный диплом.
1893 г. — Всемирная выставка в Чикаго, участие только Каслинского завода (кабинетное литье), бронзовая медаль и Почетный диплом.
1896 г. — Всероссийская художественно-промышленная выставка в Нижнем Новгороде, присуждено право пользоваться Государственным гербом с изображением его на заводских изделиях.
1897 г. — Международная выставка в Стокгольме, памятная золотая медаль и право изображения ее на заводских изделиях.
1900 г. — Всемирная выставка в Париже, Высшая награда Гран-при «Хрустальный глобус».
                   Триумфом Каслинского завода стала Всемирная выставка прикладного искусства в Париже в 1900 году. Французы поразили воображение гостей выставки Эйфелевой башней, но Каслинский завод заявил о себе не менее достойно. Каслинские мастера отлили громадный чугунный павильон-дворец в византийском стиле по проекту Е. Баумгартена, поразивший заграницу сказочностью замысла и дерзостью воплощения. 



Украшающая вход в павильон скульптура Н. Лаверецкого «Россия», изображающая женщину-воина, с достоинством и уверенностью в своих силах оберегающую мир, готовую к своей победе, стала его важнейшим элементом. Теперь увеличенная копия скульптуры «Россия» стоит в Кремле — официальной резиденции Президента Российской Федерации.



Комментариев нет:

Отправить комментарий