Группа "Паровозик"

ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

Занятие ЛФК в средней группе







 













Профилактика 
нарушений осанки дошкольников
в условиях детского сада

         Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? К числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.
         Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без усилий (естественно) держать корпус и голову. У обладающего правильной осанкой легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь чуть выдвинута вперед, живот подтянут, ноги в коленях и суставах выпрямлены.
         К основным причинам нарушения осанки специалисты относят:
- наследственные конституциональные особенности строения скелета и мышечной системы;
- врожденные пороки и родовые травмы;
- перенесенные или хронические заболевания, вызывающие ослабление организма ребенка (рахит, туберкулез, частые простудные заболевания) в сочетании с неблагоприятными внешними условиями;
- неправильное положение тела при различных статических позах во время игр, занятий, сна;
- нерациональное питание;
- недостаточное понимание и учет педагогами и родителями возрастных особенностей роста и развития детей, в том числе при интенсивных занятиях спортом;
- гипокинезия – недостаток физической активности;
- подавленное состояние психики.
         В нашем детском саду все сотрудники стараются создать комфортные условия для систематического и профилактического влияния на растущий организм воспитанников. На протяжении всего дня в группах  поддерживается оптимальный двигательный режим. При моделировании двигательного режима в условиях ДОУ учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Планирование разных форм физического воспитания дошкольников осуществляется на основе следующих принципов:
- оздоровительная направленность;
- доступность;
- повторяемость упражнений с их постепенным усложнением.
         Каждый блок данной модели необходим в работе с детьми при формировании правильной осанки:
- Занятия по физической культуре (3 раза в неделю, 1 – на улице);
- Утренняя гимнастика (традиционная, игровая, сюжетно-игровая);
- Гимнастика после дневного сна (ежедневно);
- Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (спортивные, подвижные, народные игры; спортивные упражнения, дифференцированные игры);
- Активный отдых (неделя здоровья, физкультурные досуги и праздники в помещении и на воздухе, спартакиады – зимняя, летняя; эстафеты, игры-соревнования);
- Закаливающие мероприятия (игры и физические упражнения на воздухе, босохождение по массажным дорожкам после сна; сухое обтирание; обширное умывание);
- Оздоровительные мероприятия (фитотерапия, точечный массаж, самомассаж, упражнения на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика);
- Эмоционально-стимулирующие упражнения (упражнения на релаксацию, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика и пр.);
- Дополнительные образовательные услуги (занятия хореографией).
         Все выше перечисленные мероприятия направлены на решение следующих задач:
- формирование правильной осанки;
- развитие двигательной активности дошкольников;
- выработка двигательных навыков и совершенствование двигательных особенностей (ловкость, быстрота, выносливость);
- развитие силовой выносливости мышц.
         Серьезной составляющей работы с дошкольниками являются мероприятия, так называемые "Уроки здоровья". Во время этих занятий дети получают первоначальные представления о своем теле, культурно-гигиенических навыках, профилактике заболеваний; знакомятся с основными способами и игровыми приемами, направленными на укрепление мышечного тонуса и физическое совершенство.
         Немаловажный вопрос, который мы поставили перед собой, как правильно проводить работу по профилактике нарушений осанки детей в ДОУ, чтобы эта деятельность не носила бессистемный характер и осуществлялась всеми специалистами ДОУ.
         В основе существующих методик по формированию правильной осанки лежат две группы упражнений.
         1. Упражнения, которые оказывают общее воздействие на организм; содействуют гармоническому развитию двигательного аппарата, развивают и укрепляют все группы мышц.
         2. Упражнения, направленные на выработку ощущений правильной осанки, а также на развитие и тренировку различных анализаторов, принимающих участие в поддержании правильной осанки.
         Изучив литературу по данной проблеме, нами был сделан следующий вывод: упражнения, направленные на развитие силовой выносливости мышц туловища,  не оказывают решающего влияния на состояние осанки, поэтому мы в своей работе в системе стали использовать комплексы упражнений, направленные на выработку ощущений правильного положения тела в пространстве,  и комплексы общеразвивающих упражнений, как средство профилактики нарушений осанки.
         Как пример представляем комплекс упражнений по формированию навыка правильной осанки с предметом на голове.
1.       Ходьба по кругу с мешочком на голове, сохраняя правильную осанку.
2.       Ходьба с мешочком на голове в полуприсяде, с высоким подниманием коленей, на носках, боком, приставным шагом и т.д.
3.       Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением различных движений руками: вверх, вперед, в стороны и т.п.
4.       Ходьба с мешочком на голове с  перешагиванием через препятствия: веревочку, кубики и пр.
5.       Ходьба с мешочком на голове по гимнастической скамейке.
6.       С мешочком на голове сесть на скамейку или пол, встать, стараясь не уронить мешочек.
7.       Бросать мяч двумя руками от груди партнеру с мешочком на голове.
     Мы убеждены, что проблема профилактики нарушений осанки детей — не кампания, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива ДОУ и родителей на длительный период. Именно такая форма совместной деятельности позволяет установить единство требований к физическому воспитанию детей в ДОУ и семье.



ЧТО ТАКОЕ ПЛОСКОСТОПИЕ?

Плоскостопие является нарушением опорно-двигательного аппарата – это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь. Свод стопы начинает формироваться  в период активной ходьбы и должен быть сформирован к трем годам.
Стопа  - опора нашего тела,  любое нарушение может отражаться на осанке ребенка. При плоскостопии снижается  или  исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений. Одним из частых симптомов является боль в стопе. Ее причиной является слабость мышечно-связочного аппарата стопы.
Дети нередко страдают плоскостопием по вине родителей. Вредно рано ставить на ноги  и обучать ходьбе неокрепших детей. Вредно носить неправильно подобранную обувь: не только тесные, но и чересчур свободные туфли и ботинки, которые иногда покупаю детям на «вырост», категорически запрещается ношение теплой обуви в помещении, ношение обуви со стоптанными задниками. Обувь без каблука, с мягким непрочным задником (тапочки, сандалии, босоножки без пяток) плохо фиксируют стопу.
Предупредить плоскостопие легче, чем лечить. Очень полезно побегать ребенку босиком. Рекомендуется чаще ходить или бегать по неровной поверхности (песок, гравий, скошенная трава), - это хорошая гимнастика для стоп. Хорошее воздействие оказывают ежедневные прохладные ванны и массирующие коврики.
Многие родители, узнав о плоскостопии детей, увлекаются ношением особых стелек супинаторов, но они не исправляют плоскостопия, а лишь снимают болезненные ощущения. Длительное ношение их бесполезно и даже вредно детям раннего и дошкольного возраста, так как их жесткая конструкция не дает возможности тренировать собственный мышечно-связочный аппарат стопы.
 Профилактика нарушений осанки. 
Ортопедический режим.

1.   Постель ребенка должна быть полужесткой, ровной, устойчивой, с невысокой подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце.
2.   После занятий ребенок должен лечь, чтобы нормализовать тонус мышц спины и освободить от нагрузки позвоночник.
3.   Время непрерывного положения, сидя не должно превышать 45 минут.
4. Ребенок должен ежедневно заниматься оздоровительной или специальной гимнастикой 20 – 40 минут.
5.   Необходимо правильно организовать рабочее место. Детская мебель должна соответствовать росту ребенка.
6.   Нужно постоянно бороться с порочными позами. Косое положение плечевого пояса при письме, косое положение таза, когда ребенок сидит поджав ногу, или привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую.
7.   Нужно освободить ребенка имеющего дефекты осанки, от всяких дополнительных занятий связанных с длительным сидением или ассиметричной статичной позой.
8. Ребенок должен получать правильное сбалансированное питание. Характер питания во многом определяет состояние костной ткани, связочного аппарата и мышечного карсета.

Методист ЛФК Жолобова Н.В.

Комментариев нет:

Отправить комментарий